Обновленный ФГОС СОО (ФГОС-22)
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный № 70034) внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО.
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства 1 и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования 2, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам. Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научнотехнологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования.
Нормативные документы по введению ФГОС СОО
Федеральный уровень
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 12 августа 2022 года № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413"
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 ноября 2022 года № 03-1889 "О направлении информации" (об основных изменениях, внесённых в ФГОС СОО, план-график мероприятий по введению обновлённого ФГОс СОО)
- План-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
- Об особенностях реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
Уровень образовательной организации
Обновленный ФГОС НОО и ООО (ФГОС-21)
Министерство просвещения России ведёт масштабную работу по созданию условий для раскрытия потенциала каждого ребёнка и гармоничного личностного развития учащихся общеобразовательных школ.
В 2021г. были утверждены обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС-21) начального общего и основного общего образования, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации (Приказы Минпросвещения РФ №286 и №287).
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.
Изменения в новых ФГОС НОО и ООО
Нормативные документы по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО
Федеральный уровень
Приказ Министерства просвещения РФ №286 от 31.05.2021 года Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Приказ Министерства просвещения РФ №287 от 31.05.2021 года Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Письмо Министерства просвещения РФ № 03-1899 от 11 ноября 2021 г. Об обеспечении учебными изданиями обучающихся в 2022/23 учебном году
Муниципальный уровень
Приказ 113/1 от 31.01.2022 г. О проведении мониторинга готовности в ОУ к введению обновленных ФГОС
Приказ ПД-КпО 98 от 08.02.2022 г. О проведении муниципального мониторинга готовности в ОУ к введению обновленных ФГОС
Письмо КОИРО №50 от 31 января 2022 года Об участии в апробации рабочих программ по учебным предметам НОО и ООО
Уровень образовательной организации
Протокол №1 заседания рабочей группы по введению ФГОС НОО, ФГОС ООО 27.01.2022 г.
Выписка из протокола общешкольного родительского собрания от 17.05.2022 г.
Информация
Памятка педагогам о ФГОС
Памятка для родителей ФГОС (начальное общее образование)
Памятка для родителй о ФГОС (основное общее образование)
Примерные рабочие программы https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Конструктор учебных программ https://edsoo.ru/constructor/
Типовой комплект методических документов: https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы;
- к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности соответствующей ступени образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Министерство просвещения Российской Федерации - Банк документов